Ученые разгадали тайну происхождения гамма-всплесков и зафиксировали килонову

• Автор  Татьяна Тиора
  • 08.08.2013 21:27
Ученые разгадали тайну происхождения гамма-всплесков и зафиксировали килонову

На изображении, полученном с телескопа Хаббл, показана галактика, в которой зафиксировали килонову (kilonova) после первоначального гамма-всплеска. Фото: NASA, ESA, Н. Tanvir (Университет Лестера), А. Fruchter (Научный институт космического телескопа) и A. Levan (Университет Уорвик)

Гамма-всплески или ГВ это одно из наиболее интенсивных проявлений энергии во Вселенной. Происхождение таинственных кратковременных ГВ ускользало от астрономов на протяжении десятилетий, но недавнее наблюдение астрономов с помощью космического телескопа Хаббл позволило обнаружить причину этого явления.

Впервые гамма-всплески обнаружили случайно с помощью спутников, используемых в 1960-х годах для обеспечения договоренности по поводу запрета на проведение ядерных испытаний. Когда определили, что яркие вспышки гамма-излучений приходят из космоса, а не с Земли, у астрофизиков появился новый научный феномен для изучения. К счастью, это не ядерная война. Позже гамма-всплески разделили на две большие категории: короткие и длинные вспышки. Мы теперь знаем, что длительные гамма-всплески сигнализируют о коллапсе очень массивных звезд, происхождение менее продолжительных вспышек оставалось загадкой.

Существовало предположение, что короткие гамма-всплески возникают при столкновении двух компактных объектов, например, нейтронных звезд или черных дыр. Тогда высвобождается огромное количество энергии. Короткие ГМ происходят в галактиках, в которых преобладают старые звезды. В них есть нейтронные звезды и черные дыры как остатки звездной эволюции, но вряд ли найдутся массивные звезды.

При столкновении этих объектов происходит килонова. То есть событие более яркое, чем образование новой, когда взрывается белый карлик, но менее мощное, чем когда возникает сверхновая во время взрыва массивной звезды. Килонова это вспышка света от всплеска при столкновении двух нейтронных звезд, которому сопутствует высвобождение энергии и высокорадиоактивного материала. За тем следует послесвечение. В результате взрыва образуются многие тяжелые элементы. Взрыв просматривается в инфракрасном диапазоне.

Астрономы получили возможность проверить эту модель 3 июня, когда взорвалась GRB130603B. Явление обнаружил спутник Свифт, который стал рабочей лошадкой для науки по изучению гамма-всплесков. Он может быстро обнаружить взрыв и повернуть спутник, чтобы наблюдать послесвечение. Так как сам взрыв длится менее одной секунды, это важнейший инструмент для улавливания подобных явлений и оповещения астрономов на Земле, чтобы начать поиск послесвечения. Непосредственные наблюдения после произошедшего взрыва не показали никаких признаков сверхновой.

Последующие изображения создавали с помощью космического телескопа Хаббл в оптическом и инфракрасном свете 12-13 июня. Это первый случай, когда было замечено слияние нейтронных звезд, как и предполагалось. Килонова исчезла во время наблюдений неделю спустя. Это редкостное событие произошло на расстоянии 4 000 000 000 световых лет от Земли.

Такое слияние нейтронных звезд, как полагают ученые, стало источником гравитационных волн в ткани пространства-времени, которые возникают при сталкивании двух компактных объектов. Каждое подобное событие будет иметь свои отличия, так как объекты вращаются по спирали с ускорением быстрее и быстрее вокруг друг дружки и в конечном итоге сливаются.

Открытие килоновы стало примером того, как теория и тщательные наблюдения могут объединиться, чтобы разгадать космические загадки. Много информации о гамма-всплесках астрономы получили за последние более 8 лет, после запуска спутника Свифт. Но настоящую причину коротких всплесков они наблюдали впервые.

Это исследование описано и опубликовано в журнале Nature.

Подготовлено по материалам news.discovery.com