Почему угасшие галактики увеличиваются - эволюционная разгадка

• Автор  Татьяна Тиора
  • 03.08.2013 13:27
Почему угасшие галактики увеличиваются - эволюционная разгадка

На этом изображении мы видим 20 угасших галактик, в которых больше не формируются новые звезды. Каждая галактика обозначена в центре кадра. Получено с космического телескопа «Хаббл» NASA, ESA, M. Carollo (ETH Zurich)

Благодаря новым наблюдениям с телескопа НАСА «Хаббл», астрономы смогли разгадать давнюю головоломку об эволюции галактик.

В течение многих лет ученые задавались вопросом, почему галактики, в которых прекратилось формирование новых звезд - так называемые «потухшие галактики» - со временем увеличиваются в размерах. У них возникло предположение, что разрастание может происходить за счет слияния с подобными также прекратившими производство новых звезд галактиками. Но эту гипотезу отклонили, не найдя подтверждений.

«Мы обнаружили, что многие крупные галактики «выключились» позже, то есть после того, как присоединились к их меньшим погасшим собратьям, что дает ошибочное впечатление об индивидуальном росте галактик со временем», - рассказывает в заявлении соавтор исследования Симон Лилли (Simon Lilly) из Швейцарского федерального института технологии в Цюрихе.

Исследователи использовали наблюдения с Хаббла, проводимые в рамках программы «Исследование эволюции космоса» (Cosmic Evolution Survey (COSMOS)), Канадско-Франко-Гавайского телескопа (CFHT) и космического телескопа Subaru, чтобы создать карту части неба, примерно в девять раз превышающую размер полной Луны. Ученые использовали наблюдения, чтобы сделать видео из погасших галактик глазами Хаббла.

Команда изучила угасшие галактики и отследила их в этом участке за последние восемь миллиардов лет истории вселенной. В результате астрономы определили, что большинство из них не растут в течение долгого времени, а остаются маленькими и компактными.

Выходит, что звездообразование просто раньше останавливается в старых галактиках по сравнению с молодыми. В этом есть смысл, говорят исследователи. Звездообразующие галактики были меньше в ранней Вселенной.

«Очевидное «набухание» погасших галактик было одной из самых больших загадок эволюции галактик на протяжении многих лет», - сказала Марчелла Каролло (Marcella Carollo), ведущий автор исследования и профессор Швейцарского федерального института технологии в Цюрихе. «Наше исследование предлагает удивительно простое и очевидное объяснение этой загадки. Всякий раз, когда мы обнаруживаем простоту в природе среди кажущейся сложности, это приносит большое удовлетворение».

Космический телескоп «Хаббл», как совместный проект НАСА и Европейского космического агентства, провел более 1 миллиона научных наблюдений с момента своего запуска в 1990 году. Агентство НАСА в начале этого года объявило, что научная деятельность телескопа продлевается по апрель 2016 года.

Подготовлено по материалам news.discovery.com