Эволюция лошадей и их неожиданно древнее происхождение

• Автор  Татьяна Тиора
  • 01.07.2013 14:42
Эволюция лошадей и их неожиданно древнее происхождение

Предок всех ныне существующих лошадей, ослов и зебр жил около четырех миллионов лет назад. Такое предположение вытекает из нового исследования, которое на два миллиона лет смещает возраст предшественника современных скакунов.

К такому открытию приводит генетический анализ останков 700 000-летней лошади, что были обнаружены в канадской вечной мерзлоте. Это на сотни тысяч лет старше, чем было известно до сих пор.

Среди прочих идей часто обсуждалось мнение о том, что лошадь Пржевальского, которая родом из монгольских степей, была последней представительницей сохранившихся в мире по-настоящему диких лошадей.

Новое исследование не только позволяет по-новому взглянуть на историю этих животных и на то, как они изменились за тысячелетия. Оно также открывает более обширный взгляд на эволюцию всех видов растений и животных, в том числе людей.

«Это действительно показывает, что мы можем вернуться в прошлое гораздо дальше, чем люди думали до сих пор и исследовать геномику», - сказал Эске Виллерслев (Eske Willerslev), генетик и эволюционист из Университета Копенгагена. «Значит, потенциально мы можем вернуться и исследовать геном предшественников неандертальцев. Возможно, есть потенциал для получения генома человека прямоходящего. С научной точки зрения, это действительно здорово».

В 2003 году Виллерслев и его коллеги получили ископаемые образцы лошади из Канады с территории Юкон, в которой сохранились одни из самых древних артефактов на Земле, благодаря вечной мерзлоте. На основе вулканического пепла, сохранившегося в почве, исследователи подсчитали, что возраст останков составляет, по крайней мере, 700 000 лет.

При детальном рассмотрении кости ученые с удивлением обнаружили коллаген и белки, которые обнадежили, что в образце может содержаться и ДНК. Ранее восстановленная из ископаемого дезоксирибонуклеиновая кислота датировалась 130 тысячами лет.

Команда начала с классических методов амплификации ДНК, но Виллерслев сказал, что они столкнулись с избытком загрязнений. Большая часть извлеченной ДНК принадлежала микробам.

Чтобы собрать полный геном древнего существа, они обратились к новым технологиям. Для сравнения ученые также упорядочили геномы пяти одомашненных пород лошадей, осла и лошади Пржевальского. Последняя, как известно, редчайшая дикая лошадь родом из Центральной Азии.

Теперь, когда у них в руках оказался настолько древний фрагмент для сопоставления с современными образцами, исследователи смогли определить скорость мутации, возвращаясь к эпохе происхождения лошадиных предков. Как сообщает журнал Science, семейство Equus genus появилось от 4 до 4.5 млн. лет назад. От него ведут начало современные арабские скакуны, исландские лошади, ослы и их родственные виды.

Было множество дискуссий на тему, когда именно возник Equus. Некоторые палеонтологи ранее подозревали, что история этих животных насчитывает 4 миллиона лет, но самый древний из известных ископаемых образцов лошади датировался не более чем 2 миллионами лет. Новые результаты изучения окаменелостей подкрепляют идею более древнего происхождения. Брюс МакФадден (Bruce MacFadden), палеонтолог из Университета Флориды в городе Гейнсвилл, сказал: «Всегда интересно и приятно, когда два пути приводят к одному и тому же выводу».

Теперь доступно новое исследование, которое предлагает определить, как происходил естественный отбор у лошадей с течением времени. Также представилась возможность для выяснения, на каких особенностях концентрировались люди, когда одомашнивали лошадей около 6000 лет назад, сказал Джеймс Маклеод, эксперт лошадиного генома из Университета Кентукки, Лексингтон.

«Раньше мы могли лишь предположить, например, что люди хотели себе тех лошадей, которые были больше и сильнее, чтобы иметь боевых коней, которые могли бы выносить экипировку и рыцарей в тяжелых доспехах...», - сказал Маклеод. «Теперь у нас появились данные, чтобы подтверждать теоретические предположения».

Более того, ученые смогли, наконец, ответить на давний вопрос о том, на самом ли деле лошадь Пржевальского это дикий штамм, а не разведенный в какой-то момент времени домашний вид лошадей? Как сообщает команда исследователей, они действительно дикие.

И хотя численность этих лошадей в 1950-х сократилось всего лишь до около десятка особей, Виллерслев сказал, что хорошая новость состоит в том, что штамму удалось сохранить здоровое количество генетического разнообразия.

Наконец, разрешился спор о древности породы лошадей Пржевальского, чья дикая популяция сохранилась нетронутой. Маклеод сказал: «Данные, представленные в этом исследовании, говорят о том, что на уровне генома они не имеют никаких признаков скрещивания. Это очень интересно и мы надеемся стимулировать усердие людей и правительства в отношении защиты лошадей и заботы о них».

Подготовлено по материалам news.discovery.com