На метеорите с Марса нашли элемент для строительных блоков жизни

• Автор  Татьяна Тиора
  • 17.06.2013 18:24
На метеорите с Марса нашли элемент для строительных блоков жизни

Ученые нашли потенциальный строительный блок для развития жизни в марсианском метеорите, который обнаружили в Антарктиде.

Части скалы содержат бор в концентрированном виде. Биохимики подозревают, что он сыграл ключевую роль в развитии рибонуклеиновой кислоты (РНК).

«Я читал насколько, скорее всего, важную роль сыграл бор в происхождении жизни, стабилизируя состав РНК», - сказал биолог Джеймс Стивенсон из Института астробиологии NASA в Университете Гавайев Discovery News.

РНК – это биологическая молекула, которая, как считают ученые, была трамплином для возникновения жизни на Земле. Она, как и дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК), которая развилась позже, может хранить и передавать генетическую информацию в клетках.

РНК состоит из трех основных компонентов: фосфатов, рибозы (пяти-углеродных сахаров) и нуклеотидов. И фосфаты, и нуклеотиды были ранее обнаружены в метеоритах. Но еще никогда не находили за пределами Земли рибозу.

«Из трех компонентов, которые входят в состав РНК, рибоза является самой сложной частью. Мы так и не нашли естественного тому объяснения», - сказал Стивенсон.

В 2004 году химик Стивен Беннер из Фонда прикладной молекулярной эволюции в Гейнсвилле, штат Флорида, предположил, что секретным вспомогательным элементом для рибозы был бор.

«Если исходить из того, что жизнь зародилась с РНК, которая сначала сформировалась, то нам не известен другой способ добраться до рибозы в необходимых количествах, кроме как через борирование», - написал Беннер в электронном письме Discovery News.

«Это все уникальный размер бора, который способен стабилизировать кольцевую структуру рибозы. Ни один другой элемент не имеет такого эффекта», - добавил Стивенсон.

После прочтения статьи Беннера он поинтересовался у коллег-геологов, исследовался ли любой из метеоритов с Марса, упавших на Землю, на содержание бора. Так как они ничего не знали, Стивенсон организовал исследование.

Команда обнаружила то, что искала в последние часы отведенного времени для использования узкоспециализированного ионного микро-зонда в Университете Гавайев.

«У нас было четыре дня для работы на этой очень дорогой машине. В течение первых трех с половиной дней мы не нашли нужного количества бора. Тогда мы попробовали другие метеориты с Марса и проверяли разные их участки. И только в последние часы внезапно концентрация бора подскочила от 2 - 3 частей на миллион до 200 частей на миллион», - сказал Стивенсон.

«Это был сюрприз для нас всех. Мы уже подумывали сдаться. Работая по 15 часов в день на этой машине и не найдя ничего, мы были готовы собраться и уехать, когда, наконец, получили этот результат, то продолжили работать всю ночь», - сказал он.

Теперь ученые планируют проверить, есть ли на Земле глина с таким же количеством и конфигурацией бора, как тот, что найден в метеорите. Они хотят удостовериться, сможет ли он действительно стабилизировать рибозу.

Исследование опубликовали в журнале PLoS ONE.

Подготовлено по материалам news.discovery.com