В галактике Андромеды обнаружили 26 черных дыр

• Автор  Татьяна Тиора
  • 13.06.2013 16:56
В галактике Андромеды обнаружили 26 черных дыр

Ученые выявили в центре Туманности Андромеды (M31) 26 новых потенциальных черных дыр.

Согласно данным, полученным с рентгеновской орбитальной обсерватории НАСА Chandra, в центральной области галактики Андромеды полным-полно черных дыр. 26 новых звездных масс оказались кандидатами в черные дыры. Отметим, что ранее было известно о существовании девяти подобных образований, так что теперь их уже 35.

Их количество не кажется таким уж огромным по сравнению с размерами всей галактики. Но такое открытие позволяет предположить, что в центре нашей галактики также может быть гораздо больше таких же образований, чем нам удавалось разглядеть до сих пор.

«Мы взволнованы открытием такого количества черных дыр в Андромеде, но думаю, это лишь верхушка айсберга», - сказал Робин Барнард из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (CFA), ведущий автор новой статьи с описанием результатов наблюдений. «Большинство черных дыр не будут иметь близких спутников и останутся для нас невидимыми».

Используя данные с рентгеновской обсерватории Chandra и с космического рентгеновского телескопа XMM-Newton Европейского космического агентства, астрономы смогли определить эти невидимые объекты по энергии, которая выделяется при поглощении близлежащих звезд.

Чтобы обнаружить 26 новых черных дыр потребовалось более 150 наблюдений с обсерватории Чандра на протяжении 13 лет.

dnews-files-2013-06-m31 core xray markers-jpg

Изображение выше сочетает оптические данные из обсерватории Китт-Пик в Аризоне со вставкой из рентгеновских наблюдений за центральной областью. Новые кандидаты в черные дыры обведены желтым цветом.

«Наблюдения на снимках охватывают более десятка лет, поэтому мы в состоянии создать исключительно полезное представление о M31», - говорит соавтор исследования Майкл Гарсия. «Использование очень длительной экспозиции позволяет нам классифицировать отдельные источники, как черные дыры или нейтронные звезды».

Нейтронные звезды показали бы определенный уровень рентгеновского излучения и длину волны. А эти источники проявили себя более энергично и ярко. Это указывает на то, что они, весьма вероятно, представляют собой звездную массу черных дыр - останки звезды, которая превышала массу нашего Солнца от 5 до 10 раз.

Поскольку размеры центральной выпуклости галактики Андромеды больше Млечного Пути, там может сформироваться больше черных дыр. Эти предположения астрономов теперь подтверждены результатами наблюдений с обсерватории Chandra.

«Когда речь заходит о поиске черной дыры в центральной области галактики, это действительно тот случай, когда чем больше, тем лучше», - сказал соавтор исследования Стивен Мюррей из университета Джона Хопкинса и CfA. «В случае с галактикой Андромеды мы имеем большую выпуклость и большую сверхмассивную черную дыру, чем в Млечном Пути. Поэтому мы ожидаем, что мелких черных дыр там также больше».

Результаты исследований будут опубликованы 20 июня в Астрофизическом Журнале (Astrophysical Journal).

Подготовлено по материалам news.discovery.com