Ученые против триклозана и антибактериального мыла

• Автор  Татьяна Тиора
  • 16.05.2013 10:52
Ученые против триклозана и антибактериального мыла

Антибактериально емыло заманчиво обещает уничтожить болезнетворные бактерии. Но в качестве основного действующего вещества в антибактериальных продуктах, как правило, используют триклозан. И именно этот общий компонент попал под огонь критики за возможное негативное влияние на здоровье потребителей и на окружающую среду.

Теперь Управление по контролю над продуктами и лекарственными препаратами исследует триклозан, чтобы запретить его применение. Вопрос стоит следующим образом: насколько антибактериальное мыло эффективно и что мы утратим, изъяв этот компонент на стадии производства.

Болезнетворные бактерии действительно уничтожаются или ситуация усугубляется?

Мытье рук, как считают эксперты, по-прежнему имеет важное значение в поддержании здоровья человека, особенно в зимние месяцы. Но регулярное использование обычного мыла или дезинфицирующего средства на спиртовой основе работает не хуже триклозансодержащих продуктов. И при этом никаких потенциальных проблем.

«Очевидно, что триклозан эффективно воздействует на некоторые из бактерийно он бессилен против вирусовА ведь именно они вызывают большинство заболеваний» - сказала Эллисон Айелло, эпидемиолог из Медицинской школы Мичиганского университета в Анн Арборе.

«Кажется странным поддерживать и продвигать продуктнацеленный лишь на некоторые из бактерий и не способный бороться с вирусамикоторые вызывают большинство заболеваний среди членов семьиМне это кажется бессмысленным».

Триклозан впервые был зарегистрирован в качестве пестицида в 1969 году, согласно данным агентства по Охране окружающей среды США. С тех пор этот химический элемент был добавлен в состав зубной пасты, мыла, средства для мытья тела, для очистки разделочных досок, для мытья игрушек, чистки ковров, матрасов, мебели и широкого спектра других товаров. Его использовали для борьбы с бактериями, грибками и плесенью.

Сначала триклозан считали универсальным антибактериальным средством. Но в 1998 году Стюарт Леви и его коллеги из Университета Тафтс обнаружили, что бактерии могут становиться устойчивыми к триклозану с изменением генов, необходимых для построения клеточных мембран.

Леви озвучил опасения по поводу того, что триклозан может провоцировать развитие устойчивости бактерий к антибиотикам. Это говорит о выживании и росте микробов, которые проявили устойчивость к этому химическому веществу.

Другие исследования показали, что триклозан действует на животных как гормональные дисрапторы. После того, как триклозансодержащее средство вытекает из вашей ванной и попадает в озера и реки, это вещество распадается на диоксины, которые могут вызвать много проблем со здоровьем, в том числе врожденные патологии и рак.

И в 2006 году исследователи в Швеции обнаружили триклозан в высоких концентрациях в грудном молоке у женщин, использующих мыло, дезодорант или зубную пасту, которые содержат это химическое вещество.

В обзорной статье, опубликованной в 2007 году в журнале Clinical Infectious Disease, Айелло и ее коллеги рассмотрели 27 исследований, в ходе которых сравнивали триклозансодержащие продукты с обычным мылом. Ученые пришли к выводу, что среди людей, использующих мыло с триклозаном не меньше случаев диареи, кашля, лихорадки или кожных инфекций по сравнению с теми, кто моет руки обычным мылом.

В некоторых исследованиях ученые сравнивали бактериальный фон на коже людей до и после мытья рук. Они не нашли разницы между этими двумя видами мыла и их способностью избавляться от бактерий на наших руках. Что касается тех видов бактерий, которые эффективно уничтожает триклозан, то Айелло добавила, что как раз эти бактерии не несут ответственности за наиболее распространенные заболевания.

«Вместо того, чтобы убивать бактерииобычное мыло просто удаляет их с наших рукто есть они смываются в канализацию», - сказал Леви, директор Центра генетической адаптации и лекарственной устойчивости Тафтса. После мытья с мылом и водой (что работает значительно лучше, чем просто вода), он рекомендует вытирать руки бумажными полотенцами, так как на влажных полотенцах в ванной могут задерживаться бактерии.

В качестве альтернативы можно использовать дезинфицирующие средства на спиртовой основе. Они эффективно убивают бактерии на руках через обезвоживание. Бактериям сложно развить устойчивость к спирту.

«Начните с мытья рук мылом и водойа если вы не имеете к ним доступаможете обработать руки спиртсодержащим очистителем», - говорит Леви. «Вам не стоит использовать мыло, пропитанное химическими веществамиВсе «антибактериальное» или «антимикробное» должно использоваться разумно».

Подготовлено по материалам news.discovery.com