Кожные бактерии помогают иммунитету бить инфекции не хуже желудочно-кишечной микрофлоры

• Автор  Антонина Кузьмина

Наука пересматривает роль кожной симбиотической микрофлоры в деле защиты организма от патогенных бактерий.

Staphylococcus epidermidis, обычный компонент кожной микрофлоры человека (фото David Scharf).

Кожа не просто защищает нас от вторжения патогенов, выступая в роли крепостной стены. Живущие на коже микроорганизмы активно взаимодействуют с нашим иммунитетом, настраивая его против потенциально опасных чужаков. До сих пор такие взаимосвязи между микрофлорой и иммунной системой обсуждались почти исключительно на примере желудочно-кишечных бактерий. Но, как показали учёные из Национального института аллергии и инфекционных заболеваний (США), роль кожной микрофлоры в иммунной защите организма от инфекций сильно недооценивалась.

Первое, что сделали исследователи, — сравнили воспалительную деятельность иммунных Т-клеток кожи у обычных мышей и у лишённых кожной микрофлоры. Оказалось, что при отсутствии кожных бактерий Т-клетки вырабатывают намного меньше соединений, необходимых для воспалительной борьбы с патогеном. Чтобы убедиться, что это заслуга именно кожной, а не кишечной микрофлоры, учёные кормили животных антибиотиками, влиявшими только на состояние кишечных бактерий, однако это никак не сказывалось на воспалительных способностях кожных иммунных клеток.

Затем на «безбактериальных» мышей посадили бактерию Staphylococcus epidermidis, которую обычно можно найти на нашей с вами коже. Как пишут исследователи в журнале Science, присутствие одного лишь этого вида помогало Т-клеткам вывести продукцию воспалительных интермедиатов на необходимый для адекватной защиты уровень. Причём S. epidermidis оказывала такое влияние безо всякой помощи со стороны желудочно-кишечных «коллег». Когда животных, лишённых кожной микрофлоры, заражали патогенной Leishmania major, они не могли ей ответить, но присутствие S. epidermidis возвращало иммунитету способность отражать атаки инфекции.

Наконец, исследователям удалось показать, что общение кожных бактерий и иммунитета происходит с помощью примерно тех же сигнальных молекул, которые задействованы в коммуникации иммунитета и бактерий желудочно-кишечного тракта.

Общаются ли между собой бактерии кишечника и кожи, ещё предстоит выяснить. Пока же, продолжая сравнение с кожей как крепостной стеной, защищающей нас от захватчиков, можно сказать, что кожная микрофлора — это что-то вроде мирного пригорода, который вовремя замечает вражеские войска и по мере способностей помогает «вооружённым иммунным силам».

Подготовлено по материалам Национального института аллергии и инфекционных заболеваний.

Источник