Вести Науки: последние открытия, тенденции и мифы в области науки и техники.

Как память помогает обучению

  • Автор  Антонина Кузьмина
  • 13.07.2012 16:20

В процессе обучения мозг создаёт связи между информационными блоками, сравнивая только что увиденное с тем, что уже хранится в его памяти.

Как память помогает обучению
Гиппокамп, одно из хранилищ памяти в мозгу (рисунок Roger Harris).

Утверждение, что память нужна для того, чтобы человек мог учиться и принимать решения, выглядит предельно банально. Но стоит только чуть задуматься, как становится очевидно, что мы не вполне понимаем, как работает память в обучении. Речь даже не о нейрохимических механизмах. Вот, например, когда ребёнок учит таблицу умножения, о которой раньше понятия не имел: как мозг определяет, что это информация новая и что её нужно запомнить?

Исследователи из Техасского университета в Остине (США) утверждают, что при обучении мозг оценивает новизну информации, сравнивая её с тем, что он уже знает. Статья учёных на эту тему вышла в журнале Neuron. В таких работах особый интерес представляет концепция эксперимента. Естественно, не обошлось без фМРТ: с её помощью оценивали активность зон памяти, гиппокампа и вентромедиальной префронтальной коры. Участникам эксперимента показывали серию изображений, в которых чётко различались передний и задний план. Оба проходили в разных комбинациях, то есть, например, один и тот же предмет или оказывался на фоне чистого поля, видимого из окна, или был изображён с каким-то животным.

С помощью фМРТ исследователям удалось увидеть, как мозг устанавливает взаимосвязи между образами, непосредственно друг с другом не связанными. Если человеку показывали две перекрывающиеся картинки, то устанавливалась связь между элементами, которые друг с другом не встречались, но были связаны третьим, общим элементом. Это проще объяснить на таком примере: представьте, что вы видите, как ваш сосед идёт по улице с догом на поводке. Спустя какое-то время вы видите женщину, которая прогуливается с тем же самым догом. Мозг распространит имеющиеся сведения об этой собаке на женщину, и вы сделаете вывод, что она тоже ваша соседка, хотя вы её раньше не видели. Ну а дальше вы уже можете фантазировать о том, кем она приходится соседу.

Ну или ещё проще: учёным удалось увидеть, как мозг работает с известным правилом «если А равно Б, а Б равно С, то А равно С». Ключевая роль здесь принадлежит именно памяти, которая располагает сведениями об А и С. По словам исследователей, сопоставлением воспоминаний занимаются вентромедиальная кора и гиппокамп. Роль этих структур в процессах запоминания давно известна, но не исключено, что в них участвуют и другие мозговые зоны — тем более что речь идёт о таких тонких и сложных когнитивных аспектах памяти.

Подготовлено по материалам Техасского университета в Остине.

Источник




Главной целью проекта является распространение научных знаний в современной и доступной форме. Наша команда опытных журналистов стремится к популяризации научного подхода к окружающей действительности и предлагает Вам ознакомиться с последними открытиями, тенденциями и мифами в области астрономии, биологии, медицины, физики, психологии и прикладных наук. Все права на материалы, находящиеся на сайте "Вести Науки", охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на VestiNauki.ru обязательна. ©VestiNauki.ru 2011-13

Top Desktop version