Ученые разрабатывают марихуану не влияющую на память

• Автор  Кирилл Баев
  • 02.03.2012 19:35
Ученые разрабатывают марихуану не влияющую на память

Если этот вывод, составленный на основе опытов с лабораторными мышами, применим к людям, это означает, что ученые когда-нибудь смогут разработать медицинскую марихуану, которая не будет нарушать оперативную память пациента при лечении.

«Мы обнаружили, что отправной точкой для этого явления - эффекта марихуаны на оперативную память - являются астроглиальные клетки»,- говорит исследователь Джованни Марсикано, сотрудник французской биомедицинской компании INSERM.

Исследователи обнаружили, что нарушение рабочей памяти происходит из-за воздействия препарата не только на нейроны головного мозга, но и на различные типы клеток: помощники мозга, называемые астроглии. Они также называются астроциты, нейроглии и глиальные клетки.

Исследователи изучали, реакцию мышей на активный компонент марихуаны и на несколько подобных синтетических химических веществ. Они искали рецептор в клетках головного мозга, который реагирует на эти химические вещества, называемые каннабиноиды, которые являются соединениями, похожими на активный компонент марихуаны - тетрагидроканнабинол (ТГК). Такие рецепторы существуют на нейронах и на астроглиях.

Они вывели генетически модифицированных мышей без этих рецепторов на определенные клетки. Одна группа мышей не обладала каннабиноидными рецепторами в головном мозге, другая обладала рецепторами только на нейронах, а третья группа только на астроглии.

Мыши научились ориентироваться в лабиринте, а затем ученые протестировали их способность вспомнить маршрут, после приема дозы ТГК или других каннабиноидов. Две группы мышей с каннабиноид-рецепторами на их астроглии не смогли вспомнить направление движения. Мыши с рецепторами только на нейронах завершили лабиринт прекрасно, показывая, что ТГК никак не влияет на память с помощью нейронов мозга, а только через астроглии.

Кроме того, ученые пронаблюдали за астроглиальными клетками в срезах мозга у гиппокампа (область мозга, которая занимается формированием памяти). После обработки каннабиноидоами, астроглия выпустила соединения, которые вмешиваются в сигналы между нейронами, которые могут как и марихуана вызвать забывчивость.

Другие эффекты марихуаны - которые были признаны полезными для лечения болей, судорог и прочих заболеваний - происходит через нейроны. Если каннабиноиды могут воздействовать только на нейроны, они не принесут негативного влияния на оперативную память.