Вести Науки: последние открытия, тенденции и мифы в области науки и техники.

Где мозг хранит язык

  • Автор  Кирилл
  • 30.08.2011 14:26
Активация области Брока в мозгу в момент речевой активности Активация области Брока в мозгу в момент речевой активности

Исследователи обнаружили в головном мозгу человека специфичные зоны, отвечающие исключительно за языковую функцию.

Те, кто изучает деятельность мозга, знают о существовании идеи функциональной специфичности, согласно которой у каждого участка мозга есть своя простая функция, присущая только ему. Эта идея неоднократно подтверждалась исследованиями: например, существует кластер нейронов, контролирующий движения пальцев левой руки, и есть группа клеток, управляющих движениями языка; и те и другие входят в большую сеть, отвечающую за моторику и скелетные мышцы всего тела. Но как в таком случае обстоят дела с более сложными когнитивными функциями вроде распознавания лиц, выполнения математических или языковых упражнений и пр.? Есть ли у них собственные специальные зоны — или же для таких целей существует некий резерв общего пользования, комплекс нейронов-многостаночников, выполняющих нужные в данный момент задания?..

Эксперименты исследователей из Массачусетского технологического института позволяют сказать, что по крайней мере для языковой функции в нашем мозгу «выделена» специализированная зона, не задействованная более ни в чём.

По словам Эвелины Федоренко, одного из участников исследования, предыдущие работы в этом направлении терпели неудачу из-за общей методологической ошибки. Функциональные исследования мозга в качестве основного метода используют фМРТ, с помощью которой анализируется мозговая активность; обычно в эксперименте участвуют несколько десятков добровольцев, а получившиеся данные сопоставляются. Но именно из-за большой выборки учёным долго не удавалось найти зоны, уникальные для той или иной мало-мальски сложной когнитивной функции. Активность при выполнении языкового задания перекрывалась с активностью при выполнении задания математического, с зонами, ответственными за музыкальную память, и т. д. Всё это, по словам авторов нынешнего исследования, происходило из-за индивидуальных анатомических особенностей каждого испытуемого.

Иначе говоря, у конкретного человека за каждое задание отвечали, может, и разные мозговые участки, но при сравнении с другими испытуемыми эти участки перекрывались друг с другом, и в результате получалась картина некоей неспецифической мозговой активности. Это всё равно что наложить одна на другую фотографии десяти человек: в итоге мы получим определённо человеческое лицо, но это будет совершенно другая картинка.

В своей работе авторы подвергли каждого отдельно взятого человека более интенсивному анализу на предмет активности различных зон его мозга. В течение 10–15 минут испытуемый выполнял языковые тесты, после чего ему предлагали семь других заданий на проверку музыкальной памяти, рабочей памяти, арифметические тесты и другие известные по прошлым наблюдениям «загрязнители» языковой активности. В статье, опубликованной в журнале PNAS, исследователи пишут, что им удалось обнаружить девять зон, отвечающих за языковую активность мозга, четыре из которых лежат в левой лобной доле, включая область Брока, а следующие пять — в левом полушарии позади первой четвёрки. Восемь из девяти специфичны для языковой функции, они не отвечали ни на один из последующих семи «посторонних» тестов. Такие результаты позволяют говорить о довольно высокой степени специфичности головного мозга по отношению к языку.

Существует ли подобная специализация и для других высших когнитивных функций? Авторы затрудняются ответить на этот вопрос. Из того, что такая специализация существует для языка, вовсе не следует, что так же обстоят дела, например, с музыкальной памятью или математическими способностями. В дальнейшем учёные как раз собираются обратиться к другим функциям мозга. Кроме того, они хотят более чётко детализировать языковые области, выяснив, за что конкретно отвечает каждая из восьми специальных зон.

Подготовлено по материалам Массачусетского технологического института.




Главной целью проекта является распространение научных знаний в современной и доступной форме. Наша команда опытных журналистов стремится к популяризации научного подхода к окружающей действительности и предлагает Вам ознакомиться с последними открытиями, тенденциями и мифами в области астрономии, биологии, медицины, физики, психологии и прикладных наук. Все права на материалы, находящиеся на сайте "Вести Науки", охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на VestiNauki.ru обязательна. ©VestiNauki.ru 2011-13

Top Desktop version