Ученые обнаружили останки млекопитающего возрастом 160 млн лет

• Автор  Кирилл
  • 25.08.2011 13:52
Ученые обнаружили останки млекопитающего возрастом 160 млн лет Ученые обнаружили останки млекопитающего возрастом 160 млн лет

Ученые обнаружили останки млекопитающего возрастом 160 млн лет — Газета.Ru
Останки самого древнего плацентарного млекопитающего Juramaia sinensis // Zhe-Xi Luo, Carnegie Museum of Natural History

На юго-востоке Китая, в провинции Ляонин, ученые обнаружили удивительно хорошо сохранившиеся останки очень необычного животного – небольшого зверька, жившего в эру зарождения самых высокоразвитых современных организмов – плацентарных млекопитающих. Специалисты утверждают, что исследование этих останков стало новой вехой в изучении эволюции млекопитающих: оно заполнило значительный пробел в ее«летописях». Животное жило около 160 млн лет назад, по его останкам проведена дополнительная калибровка современных генетических методов датировки эволюции, сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature.

Руководитель работы, палеонтолог Чжэ-Си Ло из Музея естественной истории в Питтсбурге(штат Пенсильвания, США) и его коллеги из Пекина считают, что

животное Juramaia sinensis было похоже на маленькую землеройку и проживало на территории Китая в юрский период.

Juramaia – самый древний известный представитель ныне обширной группы плацентарных млекопитающих, которые вынашивают и выкармливают еще не рожденных детенышей в плаценте. Таким образом, останки Juramaia конкретизирует дату, когда плацентарные – высшие звери – выделились из других млекопитающих, например сумчатых(их потомки – кенгуру) и предков современных утконосов.

«Juramaia – это прапратетушка или прапрабабушка всех плацентарных млекопитающих, живущих сегодня на планете», – считает Ло.

Несмотря на миллионы лет, отделяющие нас от зверька, его останки сохранились достаточно хорошо. Найдена большая часть черепа, значительная часть скелета и даже фрагменты мягких тканей – волосяного покрова. Хорошо сохранившиеся зубы и кости передней лапы позволяют палеонтологам четко утверждать, что животное ближе к современным плацентарным, а не к сумчатым.

Исследование фрагментов ДНК позволяет рассчитать«график» эволюции по так называемым«молекулярным часам». Однако эти часы нуждаются в«настройке» и перекрестной проверке по разным ископаемым останкам.

До открытия Juramaia sinensis(что в переводе с китайского означает«мама юрского периода из Китая») ученые не знали точной даты разделения сумчатых и плацентарных.

Основанные на анализе ДНК методы давали более раннюю цифру(160 млн лет назад), чем анализ ископаемых останков. Самыми древними считались ранее останки Eomaia, жившего 125 млн лет назад(он был описан в 2002 году). Открытие Juramaia полностью согласует«молекулярные часы» с историей палеонтологических находок: возраст находки как раз составляет 160 млн лет.

Для Juramaia характерные важные адаптивные особенности, которые позволяли небольшому зверьку выжить в негостеприимной среде юрского периода. Передние конечности животного хорошо приспособлены для лазания: хотя большая часть ранних млекопитающих жили на земле, способность спасаться от врага на деревьях позволила им освоить эту незанятую нишу.

Источник: http://www.gazeta.ru/science/2011/08/25_a_3744369.shtml